Интервью с Максимом Черепановым. Интересное о наших писателях проекта «Креатив Кантри».
«Есть у ученых традиция: каждые 14 миллиардов лет они собираются
и запускают Большой Адронный Коллайдер» (с)
(«Часовые любви», 2010)
Дорогие читатели! Сегодняшнее интервью нам особенно важно, потому как автор, о котором пойдет речь, живёт и работает в городе Челябинске. Именно с этого города начался наш проект «Креатив Кантри».
Хочу заметить, что Челябинск зачастую считают городом серым и непримечательным. Но мы беремся за то, чтобы разрушить данное представление о нем. В этом городе живет очень много творческих людей, которые открыты для общения и больших творческих подвигов.
Итак, Вашему вниманию мы представляем Черепанова Максима Николаевича.
Знакомясь с автором, изучая информацию из открытых источников, мы узнали, что Максим Николаевич родился в г. Новосибирске в 1976 году, в настоящее время живет и работает в г. Челябинске. Образование высшее, ЮУрГУ, кафедра ЭВМ, специальность «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Сфера профессиональной деятельности: IT, банковское дело.
Первая публикация на бумаге: 1999 год, «Техника-молодежи», рассказ «Номер семнадцатый». Призер сетевых конкурсов «Тенета», «Русский Эквадор» и «Лунная радуга», победитель мастер-класса Сергея Лукьяненко на конвенте «Роскон-2006», победитель конкурса короткого рассказа на конвенте «Аэлита-2007».
Но это не весь послужной список автора. В его копилке работ такие замечательные фантастические произведения как:«Туз, дама и космос», «Золотой змей», «Космос, истребитель, девушка», «Контакт», «Круговорот», «Адские мишко», «Невозвращенец», «Попытка-4», «Путь достойных», «У конца времен», «Настоящие повелители», «Правильный выход», «Пульс Уробороса», «Звездолет космических десантников».
А также работы в жанре реализма: «Один день Егора Коровина», «Мне нечем», «Ольга, или 7 мгновений весны», «Проза жизни».
- Максим Николаевич, расскажите, пожалуйста, о Вашей профессиональной деятельности.
Профессиональной традиционно называют ту деятельность, которая является для человека источником основного дохода. В этом смысле я не профессионал в литературе, потому что работаю IT-шником. И данный факт развязывает мне руки, потому что я пишу о чем хочу, а не то, что заказывают.
- Кого Вы предпочитаете: российских или зарубежных авторов? Есть яркие примеры?
Для сохранения кругозора необходимо следить как за отечественными, так и за мировыми новинками. Отмечу, что из-за разницы в менталитете некоторые вещи, которые «выстреливают» на Западе, российским читателем принимаются более прохладно.
Тем не менее, кроме западных классиков, таких как Брэдбери, Шекли, Гаррисон, Хайнлайн, в фантастике в целом мне ближе отечественные авторы. Детство прошло на Крапивине, юность – на раннем и «среднем» Лукьяненко, позже – разумеется, Стругацкие, обойти этот монумент для российского любителя фантастики никак невозможно.
Среди современных молодых российских фантастов выделяются Ольга Онойко и Леонид Каганов. Леонид – большой мастер короткой формы, его «До рассвета», «Масло» и «Мамма Сонним» категорически обязательны к прочтению. Ольга обладает огромной фантазией и без видимого усилия создает в своих романах целые подробно выписанные вселенные, что не может не потрясать.
- Как Вы относитесь к бестселлерам нашего времени?
Часто мировые бестселлеры беспощадно критикуются, в том числе популярными российскими писателями. Так, всем известного «Гарри Поттера» ругают за кажущуюся простоту и вторичность сюжета, за то, что в сущности произведение не содержит ничего нового, и т.п. Однако большинство критиков сами страстно желали бы повторить успех этой книги, но не знают, как. Пишутся книги про Таню Гроттер и Лену Сквоттер, но увы, увы. «Лишь первые пятерки получают» (с)
Как правило, в любом бестселлере за кажущейся простотой стоит огромная работа, проделанная автором. Как минимум, он точно угадывает настроение потенциальных читателей – что они хотели бы видеть у себя в руках в метро или перед сном, какой сюжет или персонажи могут их увлечь. Поэтому нужно смотреть и учиться, по принципу «делай, как я».
- Самая удачная работа, по Вашему мнению. Расскажите о истории её создания.
Мой самый многократно переиздаваемый рассказ – «Туз, дама и космос». Во время написания меня весьма интересовала тема удачливости – например, в досье американских морских капитанов есть графа: «Удачлив ли?». Стало интересно, можно ли удачливость повысить искусственно, к чему это может привести, и как можно обратить эту повышенную удачу против ее носителя? Этот логический парадокс приходится разрешать герою «Туза». Сам «удачник», он сталкивается со значительно более продвинутым в этом отношении противником, олицетворяющим в конфликте рассказа зло, и пытается спасти себя вместе с экипажем корабля.
- Благодаря чему рождается сюжет Вашего произведения?
Сюжет может прийти откуда угодно, но чаще всего он начинается с вопроса «А что, если?». Что, если выделение бозона Хиггса в чистом виде вызовет новый Большой Взрыв? Что, если часть человечества окончательно уйдет в виртуальность, и в итоге окажется вовлечена в войну с «обычными» людьми? Что, если любое проявление эмоций в мире будущего будет жестоко караться? В ответ на эти вызовы мгновенно выстраивается сюжет, возникают персонажи и т.п.
К счастью, сейчас в Сети в изобилии представлены литературные конкурсы фантастического рассказа, самым известным из которых является «Грелка». Суть конкурса в том, чтобы за ограниченное время (для «Грелки» - 48 часов) написать рассказ на заданную тему, а затем путем голосования участников определяется победитель.Сжатые сроки и соревнование мобилизуют, в итоге легче оторваться от дивана и выдать на-гора нечто законченное. Даже если рассказ в итоге не занимает призовых мест, впоследствии его можно опубликовать в сборнике или журнале.
- Пробовали написать работу в других жанрах? Есть примеры?
У меня есть и нефантастические рассказы. Однако, в жанре фантастики работать интереснее, шире рамки и спектр выразительных средств. Как запихать в реалистическую литературу, например, разумных летающих синих слонов с тремя хоботами? А если они мне необходимы по сюжету? :)
- Почему Вы не связали свою карьеру именно с публицистикой?
У моей любимой группы «Наутилус Помпилиус» в одной из песен есть такая фраза: «Они любят свои лица в свежих газетах, но на следующий день газеты тонут в клозетах». Публицистика, к сожалению, весьма преходяща. А хочется создать если не вечную нетленку, то хотя бы нечто, способное интересовать читателя еще продолжительное время.
- Есть ли цели у Вашего писательства, кроме очевидной - удовольствия от самого процесса?
Конечно. Я очень хотел бы написать бестселлер вроде «Гарри Поттера», чтобы больше никогда не вставать на работу к восьми. Ну и неплохо еще, чтобы книга попала в сокровищницу мировой литературы. Так, скажем поэты серебряного века давно лежат в земле, однако их стихи до сих пор поют, ими признаются в любви, ими спорят. Большего для своего произведения сложно пожелать.
- Недавно вышел сборник «Новогодний Дозор» - Лучшая фантастика 2014 с Вашим рассказом. Судя по всему, здесь скрывается небольшая история? Что Вы можете рассказать о сборнике в целом?
«Новогодний Дозор» - не сборник рассказов по вселенной Дозоров Сергея Лукьяненко, как можно было бы подумать, к миру магов и вампиров там относится только заглавный рассказ Сергея. Так вышло, что собирался и издавался этот сборник очень быстро, видимо издатели стремились как можно скорее порадовать читателей в 2014 году. Сначала в сборник взяли было мой рассказ «Изображая жертву», но в итоге он не подошел из-за жестких сексуальных сцен. В итоге была опубликована история об Анне, несгибаемом борце за счастье человечества в звездной войне – «Космос, истребитель, девушка». Название рассказа содержит отсылку к известному фильму.
Для меня очень лестно, что мой рассказ вышел под одной обложкой с такими мэтрами, как Сергей Лукьяненко, Евгений Лукин, а также упомянутыми выше Леонидом Кагановым и Ольгой Онойко.
- Вопрос о критике ваших работ. Как Вы относитесь к ней и есть ли случаи, когда критика кардинально меняла сюжет произведения?
Критика чрезвычайно полезна в том случае, если она осмысленна и содержательна. Например, одно из достоинств конкурсов как раз в том, что на них вы получаете обратную связь от остальных участников в значительных объемах. Но нужно быть готовым к тому, что придется выделять полезную информацию из потоков негатива, которым грешат некоторые молодые авторы, пытающиеся возвысить свои тексты и очернить конкурентов :)
Кардинально – нет, критика никогда не меняла сюжет. Обычно либо внимательный читатель обращал внимание на какие-то «блохи» по тексту, либо замечания касались того, что нужно усилить мотивацию персонажа или подробнее «пожевать» для читателей вложенную мысль, чтобы она сделалась более очевидной.
Если сюжет произведения требует кардинальных изменений, то такой сюжет плох, и проще пересоздать его полностью. Как в анекдоте: «Мальчик полный хлам, нужно нового делать».
- Насколько сильно на вас влияет окружающая действительность при написании той или иной работы?
Практически никак. В процессе написания автор находится в вымышленной вселенной вместе со своими героями, и окружающее отстранено. Важно лишь в самом начале не увлечься каким-нибудь таймфагом вроде соцсетей или новой видеоигры.
- Как Вы относитесь к начинающим писателям? По Вашему мнению, возможно ли с первых строк, понять есть ли у человека будущее в этой деятельности?
Моцарт, по легенде, писал музыку уже в пять лет, а чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка примерно в этом же возрасте выиграл свою первую партию у отца. Есть у человека задатки к райтингу или нет, обычно видно сразу. Яркость слога, смелость построения сюжета, отсутствие грубых ошибок в тексте позволяют предположить, что мы имеем дело с потенциально талантливым автором.
- Наш традиционный вопрос. Что Вы пожелаете будущим читателям и творцам нашего проекта?
Героиня моего рассказа из сборника «Новогодний дозор» - «Человек-пуля», которая очень четко понимает, в чем ее предназначение и идет к нему, невзирая ни на что, жертвуя дружбой, честью и даже жизнью. Понять, в чем твое предназначение на этой земле и исполнить его - вероятно, самое важное для любого творческого человека.
Благодарим Вас за интереснейшее интервью и желаем дальнейшего творческого развития.
Не забывайте оставлять свои комментарии в темах.
Спасибо, что Вы с нами!
Автор статьи: Эльвира Замятина
Любое копирование текста только со ссылкой
на источник creativecountry.ru
любовь и слезы
Роман по существу, весь, является мистикой от начала и до конца. Только раскрывается в самом конце как мистика, когда подходит…
Какой же ты все таки тупица...
Комментарии: