Новости о наших авторах. Алексей Теплухин дал интервью на Радио России.
Приветствую Вас, дорогие друзья!
Мы продолжаем рассказывать о наших творцах проекта Креатив Кантри. И сегодня мы расскажем уже об известном Вам Алексее Теплухине, о котором, в недавнем времени, мы уже писали и брали интервью.
26 марта 2014 года на "Радио России" Нижний Новгород в прямом эфире Алексей Теплухин (автор книги "Сказки полуяви:Рождённые мыслью") общался с ведущими и радиослушателями на тему роли славянской (в частности, русской) мифологии в современной литературе и обществе.
Вот отрывок из этого интервью:
Дорогие друзья, мы перевернули последнюю страницу книги "Сказки полуяви" Алексея Теплухина. 26 марта автор посетил наш город, встретился со своими читателями и принял участие в программе "Будни".
-...Итак, начнем, с чего вот вы пишите сказки. Редко сейчас найдешь людей, которые пишут, тем более в том жанре, в котором пишите вы, опираясь на славянскую литературу. Каким образом всё это произошло и с чего собственно началось это увлечение?
- Всё это, конечно же, идет из семьи. Увлечение славянскими преданиями, сказками – всё это заслуга моей бабушки, с которой я оставался довольно-таки часто, и она мне рассказывала сказки, которые слышала еще от своей бабушки. Эти сказки были очень интересные, отличающиеся от книжных вариантов именно это и подвигло потом исследовать то, что передаёт народ.
- Это были некие предания, которые рассказывала бабушка?
- Да, это были предания, соотносимые с былинами.
- Алексей, вот в моём детстве, бабушка рассказывала традиционные, так называемые русские народные сказки – то, что относится к устному народному творчеству. А у вашей-то бабушки откуда стремление посвятить вас именно в такое творчество?
- Бабушка очень любила различную литературу. У нее было много старинных книг на старославянском языке. В принципе я и сейчас могу читать на нем. Благодаря именно этим воспоминаниям из детства у меня и сформировался мой стиль письма.
- Вот у вас интересное название цикла - "Сказки полуяви". Полуявь - это место, где мы живем? Или существует еще немного другой мир?
- По славянскому мировоззрению мир строится из трёх уровней бытия: правь, навь и явь. Но при исследованиях, я столкнулся с тем, что есть такие существа, которые живут в явном мире, но мы их не замечаем. И поэтому я решил выделить такой пласт как "полуявь", это домовые, кикиморы, лешие... Мы, вроде бы, если у нас разыграется воображение, можем увидеть их (смеется), а в тоже время мы их не видим.
- Вы знаете, в сказках многие воспринимают этих персонажей положительно, но не всегда. Понятно, что в мультфильмах нам показывают добрых домовых, таких как Домовенок Кузя, или кикиморы иногда бывали смешные в сказках. А вот на самом деле они добрые или злые?
- Они не добрые и не злые. Они являются воплощением той среды, в которой появились. Если человек относится к этому пространству уважительно, то они ему будут всячески помогать.
- Отвечают взаимностью.
Ведущие С. Дивеев, С. Шатохина (Радио России, Нижний Новгород)
- Алексей, расскажите нашим радиослушателям поподробнее о себе, ведь многие о вас еще не знают.
- Родился я под Саратовом, в селе Рыбушка. Это моя малая Родина.
- Очень милое название. Наш Приволжский Федеральный округ, практически земляки.
- В семье царила всегда атмосфера взаимоуважения, наверное, из этого возникли основы творческого самовыражения. Сочинять я стал довольно-таки рано, писал от руки, но тогда это походило больше на графоманию, нежели на что-то целостное... У меня средне-профессиональное техническое образование по профессии "оценщик технического состояния зданий и сооружений" (ведущие очень удивляются), а сейчас получаю высшее образование по профессии "практический психолог".
-Вот что касается сказок... Я увидел обложку с достаточно интересными образами. Вы находили общий язык с художником? Художник исходил от собственного восприятия?
- Да, безусловно.
- Очень понравились, такие интересные зеленые персонажи (смеется).
- Да и если разобраться, вы тот писатель, который черпает свое вдохновение в славянском народном творчестве. То есть это время язычества, время дохристианское. А вот как вы считаете – это интересно сейчас нынешнему школьнику, подростку, современным детям, дошкольникам?
- Я считаю, что эта языческая пора никуда не уходила, она существует и сейчас в нашем сознании. И мы просто сами не замечаем, как она проявляется в наших действиях и поступках.
-Каким образом?
- Допустим: чесать затылок - это чисто русское, при решении проблемы.
- Бить себя по лбу. (смеется)
- Ну и это тоже. Чесать затылок – это, говорят, стимуляция кровообращения. Но по древним поверьям, таким образам, есть на голове родничок, и люди пытались вызвать гения в роду, чтобы тот мог решить задачи.
Звонок от слушательницы Анны Ивановны:
- Мой вопрос состоит в том, что, не из семьи ли он священнослужителей и вообще какое отношение он имеет к православной религии?
- Нет, я не из семьи священнослужителей и к православию, как и к другим конфессиям в моей семье хорошее отношение, толерантное.
- Алексей, вот детская литература, детские сказки - ваш творческий путь начинался со сказок. Есть ли у вас дальнейшие творческие планы, или вы остановитесь на этом жанре?
- Есть дальнейшие творческие планы: продолжить цикл "полуявь"; второй под-цикл, который продолжает эту линию, "рокот полуяви" - его отличие в том, что рассчитан он будет на другую возрастную категорию. Также, жанр реализма для меня не чужд. Я составляю понемногу сборник рассказов в этом жанре. И также, возможно, в скором времени вы узнаете меня как сценариста. Буквально в конце прошлого года ко мне обратились два начинающих режиссера, чтобы я разработал их идею и воплотил ее в сценарий. Это короткометражный фильм, который будет представлен на фестивалях и на областном телевидении.
- А о чем он?
- Это история о подростковом возрасте, о переходном этапе, когда подросток уже должен стать юношей и самостоятельно как-то продолжать в этой жизни свой путь.
Звонок от слушателя:
- Меня зовут Виктор Иванович. У меня вопрос вот в чем - насчет славы. Мог бы он рассказать нам об этом подробнее, если можно.
- Славь - это, если обращать к более поздним источникам, считался еще одним пластом, уровнем бытия и считалось, что после прекращения земной жизни лучшие представители рода восходят туда и достигают божественного уровня.
- Исчерпывающий ответ. Вот еще вопрос. Как вы считает, достаточно ли вам жизненного опыта выступать с подобными заявлениями, будем так говорить, особенными посланиями, или идеи вашего творчества связаны с чем-то другим?
- В первую очередь я повествую о собственных переживаниях, о собственных размышлениях. Краеугольным камнем моего творчества является именно славянская мифология во всех ее смыслах и уже из нее произрастают методология, методы и результат соответствующий.
- Ну, хорошо. Конечная цель: вот прочел восьмилетний ребенок ваши сказки – может ли он постичь через это российскую историю?
- Отчасти да, но основная цель - привлечь внимание.
- Вот вы сказали, что ваши книги нравятся сразу, или не нравятся вообще. Так ли это?
- Да, это так. Кто-то сразу проникается и дает положительную оценку. Кто-то с трудом может прочесть и оставляет более холодные отзывы.
- Мне вот интересно, где писатель черпает своё вдохновение? Вот смотрите, вы рассказываете об истории достаточно давней. Природа не та, социум не тот. Откуда это, из головы?
- Это берется оттуда (из древних сказаний), это попытка представить этих существ в современном мире.
- Адаптация, социализация, да.
- Сейчас мир меркантильный и технологичный. Ваши герои правильные, не из этого мира. Есть место им в нашем мире?
- Ну почему бы и нет?
- И будут ли они понятны современным детям?
- Как сказал Андрей Корф, который создавал аудиокнигу, что "именно таких персонажей нам недостает, на них как раз и должен быть спрос".
- Мы знаем, что зачитываются персонажами Толкиена, так скажем, это ответ Толкиену, или как? (улыбается)
- Нет, потому что и мировоззрения разные, и мифологии разные – они в разных "весовых категориях", на мой взгляд. И как-то ответом это нельзя назвать, это просто наше и всё.
-Хорошо. А вот дети с удовольствием читают "не наше", чем это можно объяснить?
- Кельтская мифология Толкиена интересна тем, что там четко всё прописано: есть эльфы, есть гномы, они между собой враждуют. Наша мифология по многим историческим фактам была раздроблена, и именно взаимосвязь всех персонажей и где их место во Вселенной не было указано. Когда я создавал эти повести, я пытался эту нить найти. Допустим, есть в доме домовой, в доме висит зеркало, в котором живет зеркалица. Где их взаимоотношения, как они строятся, почему так?
- Нашли эту взаимосвязь?
- Я надеюсь что да, насколько смог выразил.
- Вы возвращаете наших детей в старину? Ваши герои такие милые и не приспособленные к нашему технологично-меркантильному миру...
- Мне кажется, что брать из старины и переносить в наше общество не имеет смысла, потому что нужно и адаптировать и дорабатывать. Всегда в мифологии есть основополагающий миф, в рамках которого всё это развивается, и нашей мифологии недостаёт именно того, чтобы ее развивали. Не просто ее фиксировали, собирали, записывали, но и привносили что-то новое, или по-новому хотя бы осмысливали.
- На каком мифе основаны ваши книги?
- Здесь не столько на мифе, сколько в рамках основополагающего мифа. И целью было, конечно же, взять этих персонажей, но не исказить. И все-таки книги основываются на персонажах, на их взаимодействиях. То есть о том, что я и говорил, взаимодействия не прописаны как в любой другой мифологии, и мы не понимаем, о чем мы читаем (в былинах, например).
- То есть это своеобразная адаптация славянской мифологии. Ведь она для восприятия очень сложна, к примеру, "Слово о полку Игореве".
- Вот поэтому данной проблеме я и посвящаю свою деятельность.
- Кого вы считаете своим учителем, кроме бабушки, кто из писателей близок вам по духу, по жанру, по манере написания?
- Мне нравятся книги Сергея Алексеева, хотя их мне читать достаточно тяжело, но, тем не менее, идеи и слог мне очень нравятся. Больше это отсылки не к современным авторам, а туда, вглубь. И если назвать каких-то авторов, то в первую очередь я назвал бы Александра Вельтмана.
- У вас дома большая библиотека или вы предпочитаете читать в электронном виде, как многие молодые люди?
- У меня много и таких, и таких книг, в том числе и аудиокниг.
- Алексей, все это касается произведений, скажем так, младшего школьного возраста. Но у вас есть произведения для старшего школьного возраста, уже так сказать для людей, выходящих в жизнь?
- Продолжение "сказок полуяви" - "Рокот полуяви", я, буквально, на прошлой неделе закончил первый роман из этого цикла, " Птичья баснь". Также и сами "сказки полуяви" - первая история "Рожденные мыслью" про барабашек – для младшего школьного возраста, а вторая история "Небоплаватели" – больше для подросткового возраста.
- Ну, вы балуетесь еще стихами.
- Есть такое.
- Как вы относитесь к этому увлечению?
- Это увлечение как один из способов самовыражения настроения. Стихи даются мне сложнее, чем проза…
- ... Христианская эпоха наложила свой отпечаток на наше мировоззрение, но, тем не менее, никуда его не дела.
- А вы не думали писать что-то на историческую тему, я имею в виду, если порыться в каких-то рукописях, каких-то фолиантах. Нет у вас такой затеи?
- Есть, но это очень трудоёмкий процесс и если я его начну, то планирую затратить очень много времени, больше чем сейчас я трачу времени для мифологии.
- Что бы вы пожелали нашим радиослушателям и будущим читателям?
- Здоровья и любви, потому что если будет здоровье, то и остальное приложится.
Прослушать аудиоверсию интервью можно на публичной странице Алексея Теплухина в контакте.
Интервью с Алексеем Теплухиным. Человек, который чтит славянскую литературу - Креатив Кантри.
Официальный сайт Алексей Теплухина polujav.ru
Материал подготовила Эльвира Замятина
Полное или частичное копирование только
со ссылкой на источник.
Роман-продолжение темы. Выполнен в стиле морских надводных и подводных приключений. Также как и первый, переходящий в морской боевик. И также,…
Произведение о двенадцати девушках с непростой судьбой. "Достойная стать Богиней!" скорее понравится читателям, которым нравятся яркие женские персонажи. Произведение насыщено…
Эта история про лето одной одной старше-классници!
Комментарии: