Здравствуйте гость / / Регистрация

Интервью с Александром Рыжковым – автором множества жанров.

18.01.2014 23:10

"Живу - чтобы писать; пишу - чтобы жить..." (А.Рыжков)

Мы продолжаем рассказывать Вам, дорогие читатели, о самых интересных творческих личностях нашего проекта "CreativeCountry".

- Александр, Вы не хотели бы отдать жизнь целиком литературе? Вообще ведь научная работа намного сложнее и кропотливее, а 50 научных публикаций – это хорошенькая библиотека и опыт, на основе которых можно создавать гениальные вещи каждый месяц.

- Моего желания или нежелания здесь недостаточно. У литературы свои взгляды на этот счёт. Ведь всё, что я переживаю на работе, дома, на спортивной площадке или на прогулке по парку, да хоть во сне – так или иначе отображается в моих произведениях. Быть писателем – не означает постоянно что-то писать. Процесс оформления текста в буквенном виде – это лишь верхушка айсберга творческого процесса. Кстати, недавно подсчитал: уже свыше 70-ти научных работ. Так, к слову.

Не следует путать занятие литературой для творческой экспрессии с занятием литературой для заработка. В первом случае моя жизнь уже отдана на алтарь литературы. Во втором – особого желания нет. Мало платят…

- У вас много опубликованных рассказов. Расскажите, как часто вам приходят идеи, как часто эти идеи реализуются на бумаге и в итоге доходят до издателя и читателя?

- Идеи рассказов ко мне приходят в любое время дня и ночи. Да так часто, что времени всех их обработать не хватает. В моей голове процесс творческого поиска никогда не прекращается. Это только кажется, что идея может свалиться с неба. На самом же деле, ей надо хорошенько созреть, чтобы потом «свалиться». Думаю, многие коллеги меня поддержат.

Насчёт частоты, скажем так, если идея произведения у меня возникла – рано или поздно она будет донесена до читателя. Так или иначе.

- О вас говорят, что вы легко работаете в разных жанрах, от реализма до смеси всех возможных фантастик, это так? Каким образом выбираете жанр? Сначала приходит идея, потом антураж, или наоборот, вроде «хочу написать мистику, надо подумать, о чем именно написать»?

- Не люблю зацикливаться на чём-то одном. Постоянно экспериментирую, порой даже хулиганю с жанрами и сюжетами. Хотя большинство сюжетных линий выстраиваю, уже чётко представляя антураж. Декорации произведения – что-то вроде фундамента. Целые этажи образов героев и сюжетных поворотов очень легко могут уйти под землю, если фундамент даст трещинку…

- О чем вы пишете? Какие темы близки и наиболее часто встречаются в произведениях?

Опять повторюсь, что не люблю зацикливаться. Сегодня я могу взяться за жуткий бессюжетный треш без особой морали, зато с кучей кровищи и кишок. А уже завтра – написать опус про падение постсоветской нравственности в условиях прогрессирующей рыночной экономики. Правда, мне всегда импонировал жанр социальной фантастики. Один из самых сложных для выполнения, кстати. Последний мой роман «ФБР» выполнен именно в нём. Сейчас работаю над новым романом (рабочее название «Хорс») – и тоже социалочка.

Из небольшой формы. Для сравнения, приведу несколько примеров написанных что говорится, один за другим, произведений за прошлый год: рассказ «Зар Повторитель» – космическое приключение, повесть «Слёзы Господа» - в жанре постапокалипсиса, короткий рассказ «Гномик Поньо» – детская сказка.

Но какой бы не был жанр, в каждом произведении стараюсь акцентировать внимание не на «фантастике ради фантастики» или «кровищи ради кровищи». Судьбы людей, отношения в социуме, нестандартные ситуации – главные герои моих миров. Было время, когда я считал себя ярым фаталистом, это сквозило красной нитью в произведениях. Сейчас же – не знаю, не знаю…

- Хотелось бы подробностей о Вашей технике написания рассказа. С чего начать, что не упустить. Разумеется, в двух словах всего не опишешь, но микро мастер-классу мы были бы рады.

Вот, например. Планируете ли вы сюжет и персонажей или все по наитию – как пойдет?

Придерживаетесь ли строгих литературоведческих «правил» построения текста: завязка, развитие, кульминация, развязка?

Через какие образы и приемы вы показываете идею (мораль, тему, проблему)?

Наверняка бывает, когда работа не идет. Что тогда предпринимаете?

- Это напоминает мне мою работу в университете на должности начальника международного отдела. Нет, нет, да и придёт какой-нибудь зарубежный товарищ, улыбнётся на все тридцать два и полунамёками, а то и напрямик попросит выдать ему какие-то секреты организаций города, к которым я не имею и малейшего отношения. Разумеется, товарищ уходит от меня в плохом настроении. Иногда им с моей лёгкой руки ещё и службы соответствующие заинтересовываются…

Но в нашем случае к организации под названием «напиши рассказ и будет тебе счастье» отношение имею прямое. Да и секретов у меня от людей нет. Вопрос в другом – насколько они могут помочь конкретно тебе. Да, именно тебе, начинающий писатель.

Я вспоминаю то время, когда твёрдо решил стать писателем. В году эдак 2005-м, на третьем курсе университета. Хотя пописывать пытался ещё с ранней школы – в основном, чтобы веселиться и друзей веселить. Так вот, когда я задался целью расширить круг читательской аудитории – тогда и начал искать себя через успехи других. Перечитал тонны практических рекомендаций, советов и прочей радости. И по прошествии времени понял одно – творчество сугубо индивидуально. Тот же Стивен Кинг запирается с утра пораньше в своём кабинете и до обеда строчит бестселлеры, а днём по разным презентациям ездит или родным время уделяет. А Владимир Набоков в молодости по ночам писал, остановиться не мог. Это я к тому, что если хочешь свою «Лолиту» написать – не обязательно ночами не спать…

Если конкретно про меня говорить, то:

Начинаю я задолго до того, как сяду за компьютер. В голове, как в котле, что-то постоянно бурлит и булькает. Иногда это может быть простая мысль, которой хочется поделиться с читателем. Иногда это целый мир…

Процесс написания текста – достаточно сложная и кропотливая работа. Да, не скрою, иногда буковки так и льются с клавиш на монитор. Некоторые называют это вдохновением. Я называю это правильным настроем и хорошей подготовкой. Но в основном, садясь за белый лист с целью написать новый рассказ – я могу часами смотреть на этот самый белый лист в немом остервенении. Процесс написания для меня, как постоянная борьба с самим собой. С маленьким вредным гномиком, затаившимся где-то между лобными долями мозга, поближе к мозжечку, и постоянно нашёптывающим: зачем ты это делаешь, почему тратишь своё время, тебя не поймут и прочие гадости. Но вот гномику налеплен скотч на поганый ротик, путь свободен. Пора начинать.

Большинство своих рассказов я написал интуитивным методом. То есть – герои, фабула, сюжет выплывают по мере оформления текста. Если что и продумано заранее – так это антураж. Но не всегда.

Есть методика «написания с конца» – то есть, вначале пишется концовка, а потом к ней добавляется всё остальное. Я этим приёмом несколько раз пользовался, но особого толка в нём не вижу.

Насчёт строгих правил: они малоприменимы, если вы пишете короткий рассказ. В более крупных формах желательно придерживаться. Но без фанатизма. Правила иногда помогают творчеству, но иногда и ограничивают его. Ставят в тупик там, где ему бы в пору взлететь.

Моё личное наблюдение: крупная форма (большие рассказы, повести, романы) любят систематизацию. Для их написания больше подходит конструкторский метод, когда вы прописали сюжет, героев, антураж, выстроили остов произведения, а уже после этого начинаете делать из всего этого готовую литературную продукцию.

Насчёт приёмов донесения идеи – их уж слишком много. Но одни из моих любимых: следствие тех или иных поступков и обстоятельств. Нельзя приготовить омлет, не разбив яиц. Поступки главных или второстепенных героев я держу в прицеле сюжета. А обстоятельства я, в основном, оставляю за кадром текста. Героям приходится преодолевать их постфактум.

Для примера возьму мой, удачный по мнению читателей и издателей, рассказ «Дон Бо», который на бумаге был опубликован не меньше пяти раз. Обстоятельства в нём – мир победившего социалистического строя. Поступок – школьное сочинение китайского мальчика, в котором он, сам того не понимая, уличил родителей в краже продуктов питания, принадлежащих Государству. Следствие всего этого – мальчик остался без родителей, разочаровался в государственном строе и лишился мечты стать полицейским.

Классический треугольник: обстоятельства – поступки – следствие. Попробуйте поработать в нём, вам понравится.

- Расскажите об опыте первых публикаций. О тех, что в «Мире фантастики» и «Пороге». Долго пробивались к издателю, долго ли ждали ответа? Много ли правок редактор внес в первую рукопись? Вообще что чувствовали и переживали?

- Ох… Давно это было. В 2007-м. Посчитать не сложно. Решился стать писателем в 2005-м. Опубликовали в первый раз – в 2007-м. Два года выходит. Хотя до этих публикаций была ещё одна в 2006-м – в университетской газете. Миниатюра «Маленький человек с большими надеждами». О ней я частенько забываю при упоминании публикаций. Что я почувствовал? Ликование, восторг! Ощутил себя всемогущим в земных микро-масштабах. Да ещё и правок практически никаких не вносилось в рукописи. Разве что синтаксис и орфографию подправили. Вот где мне текст изувечили, так это в следующей публикации в журнале «РБЖ Азимут». Главный редактор этого одесского журнала Владимир Яценко, с которым мы познакомились, когда он был у нас в Николаеве проездом, так сильно издырявил мой первоначальный текст «Вещие сны», так много добавил в него отсебятины, что мне пришлось попросить его вписать себя соавтором в получившийся опус «Убить настоящее». Редактор записал таки записал себя в соавторы, но не под настоящим именем, а под псевдонимом Колян Др. По прошествии лет я этот акт ничем кроме «творческое изнасилование» не называю.

Чем больше публиковался, тем больше открывал свой поганенький ротик гнусный мозговой гномик, упомянутый ранее. Ну, опубликовали, ну, молодец, а дальше что? Дошло уже до того, что как-то раз в начале года я сходил на почту – собрал штук пять различных журналов с моими публикациями. Иду я домой, значит, перед собой кипу авторских несу, а в душе пустота начинает образовываться. Нет удовольствия, нет радости. Хотя вру – немного гордости было. Но что это всё по сравнению с тем неописуемым счастьем, которое я испытывал от первых публикаций?

Сейчас моя реакция на публикацию в журнале приблизительно такая: хорошо, но надо бы ещё.

Начинающий писатель: будь готов к этому. Когда увлечение начинает обретать профессиональные очертания – приходит рутина. Она может здорово подмочить остроту впечатлений…

- Теперь, когда в вашем арсенале около 40 публикаций, печататься стало легче? Как реагируют редакторы на библиографию?

- Уже почти 50-т. Включая книгу повести «Слёзы Господа».

Насчёт реакции редакторов. Библиография может в некоторых случаях помочь посылаемому на рассмотрение произведению быть замеченной. Не скрою, что по сравнению с первыми попытками публикации, когда ответа из редакции (зачастую отрицательного) я ждал месяцами, а то и годами – сейчас ответы приходят гораздо быстрее. Но опять же, не в библиографии дело, а в востребованности текста. Если вы написали про инопланетные организмы, которые летели покорять Землю верхом на Челябинском метеорите – не надейтесь, что Вас напечатают в журнале для беременных.

- Что практического можете посоветовать автору рассказов?

Первым делом – побороть своего вредного мозгового гномика «отрицаловщика».

Вторым – никогда не опускать руки. Если у вас что-то не получается, это не значит, что надо бить кулаком по клавиатуре и швырять мышку в форточку. Терпение и труд, как говорится.

Третьим, но не менее важным – читайте много русскоязычной классики. Не ради сюжета, небеса упаси, а ради правильности построения предложений, стилистики и прочего. Чехов с Буниным вам в помощь!

Четвёртым – старайтесь не ругаться с редакторами. Они тоже люди и порой очень даже обидчивые. К примеру, поругавшись с редактором журнала «Н» на этапе становления себя, как писателя, за то, что тот отверг вашу рукопись – не очень-то и рассчитывайте, что этот же редактор примет ваш идеально вылизанный текст через несколько лет.

Пятым – не забивайте себя в рамки домашнего писаки. Да, Лавкрафт мог дома сидеть и писать шедевры. Но большинство из нас – не Лавкрафт. Ходите время от времени на улицу, общайтесь с людьми, путешествуйте. Получайте реальный жизненный опыт, столь необходимый для творчества.

И да прибудет с нами муза!

Благодарим за интересную статью! Ну а для Вас, дорогие читатели список авторских произведений от Александра Рыжкова:

"Зар Повторитель"

 "День отца"

"Слёзы Господа"

"Дон Бо"

"Тринадцатая фантазия дракона"


Любое копирование текста только со ссылкой

на источник creativecountry.ru

Комментарии:

Пока нет комментариев


Ctrl+Enter
=)
:-) :) :o) :c) :^) :-D :-( :-9 ;-) :-P :-p :-Þ :-b :-O :-/ :-X :-# :'( B-) 8-) :-\ ;*( :-* :] :> =] =) 8) :} :D 8D XD xD =D :( :< :[ :{ =( ;) ;] ;D :P :p =P =p :b :O 8O :/ =/ :S :# :X B) O:) <3 ;( >:) >;) >:(

Обычная 15-летняя девочка по имени Лиона устала от обычной жизни. И не только потому что она всегда бредила волшебством, а…

Читать далее

Вы считаете, что ваши глаза хорошо видят? Да, возможно, это действительно так. Но видят они далеко не все. Если бы…

Читать далее

Ремейк на одноименный мультфильм По роману Стефана Вула Попытка воссоздать заново то, что видел много лет назад еще мальчишкой....но уже…

Читать далее