Здравствуйте гость / / Регистрация

Интервью с Александром Рыжковым – автором множества жанров.

18.01.2014 23:10

"Живу - чтобы писать; пишу - чтобы жить..." (А.Рыжков)

Мы продолжаем рассказывать Вам, дорогие читатели, о самых интересных творческих личностях нашего проекта "CreativeCountry".

- Александр, Вы не хотели бы отдать жизнь целиком литературе? Вообще ведь научная работа намного сложнее и кропотливее, а 50 научных публикаций – это хорошенькая библиотека и опыт, на основе которых можно создавать гениальные вещи каждый месяц.

- Моего желания или нежелания здесь недостаточно. У литературы свои взгляды на этот счёт. Ведь всё, что я переживаю на работе, дома, на спортивной площадке или на прогулке по парку, да хоть во сне – так или иначе отображается в моих произведениях. Быть писателем – не означает постоянно что-то писать. Процесс оформления текста в буквенном виде – это лишь верхушка айсберга творческого процесса. Кстати, недавно подсчитал: уже свыше 70-ти научных работ. Так, к слову.

Не следует путать занятие литературой для творческой экспрессии с занятием литературой для заработка. В первом случае моя жизнь уже отдана на алтарь литературы. Во втором – особого желания нет. Мало платят…

- У вас много опубликованных рассказов. Расскажите, как часто вам приходят идеи, как часто эти идеи реализуются на бумаге и в итоге доходят до издателя и читателя?

- Идеи рассказов ко мне приходят в любое время дня и ночи. Да так часто, что времени всех их обработать не хватает. В моей голове процесс творческого поиска никогда не прекращается. Это только кажется, что идея может свалиться с неба. На самом же деле, ей надо хорошенько созреть, чтобы потом «свалиться». Думаю, многие коллеги меня поддержат.

Насчёт частоты, скажем так, если идея произведения у меня возникла – рано или поздно она будет донесена до читателя. Так или иначе.

- О вас говорят, что вы легко работаете в разных жанрах, от реализма до смеси всех возможных фантастик, это так? Каким образом выбираете жанр? Сначала приходит идея, потом антураж, или наоборот, вроде «хочу написать мистику, надо подумать, о чем именно написать»?

- Не люблю зацикливаться на чём-то одном. Постоянно экспериментирую, порой даже хулиганю с жанрами и сюжетами. Хотя большинство сюжетных линий выстраиваю, уже чётко представляя антураж. Декорации произведения – что-то вроде фундамента. Целые этажи образов героев и сюжетных поворотов очень легко могут уйти под землю, если фундамент даст трещинку…

- О чем вы пишете? Какие темы близки и наиболее часто встречаются в произведениях?

Опять повторюсь, что не люблю зацикливаться. Сегодня я могу взяться за жуткий бессюжетный треш без особой морали, зато с кучей кровищи и кишок. А уже завтра – написать опус про падение постсоветской нравственности в условиях прогрессирующей рыночной экономики. Правда, мне всегда импонировал жанр социальной фантастики. Один из самых сложных для выполнения, кстати. Последний мой роман «ФБР» выполнен именно в нём. Сейчас работаю над новым романом (рабочее название «Хорс») – и тоже социалочка.

Из небольшой формы. Для сравнения, приведу несколько примеров написанных что говорится, один за другим, произведений за прошлый год: рассказ «Зар Повторитель» – космическое приключение, повесть «Слёзы Господа» - в жанре постапокалипсиса, короткий рассказ «Гномик Поньо» – детская сказка.

Но какой бы не был жанр, в каждом произведении стараюсь акцентировать внимание не на «фантастике ради фантастики» или «кровищи ради кровищи». Судьбы людей, отношения в социуме, нестандартные ситуации – главные герои моих миров. Было время, когда я считал себя ярым фаталистом, это сквозило красной нитью в произведениях. Сейчас же – не знаю, не знаю…

- Хотелось бы подробностей о Вашей технике написания рассказа. С чего начать, что не упустить. Разумеется, в двух словах всего не опишешь, но микро мастер-классу мы были бы рады.

Вот, например. Планируете ли вы сюжет и персонажей или все по наитию – как пойдет?

Придерживаетесь ли строгих литературоведческих «правил» построения текста: завязка, развитие, кульминация, развязка?

Через какие образы и приемы вы показываете идею (мораль, тему, проблему)?

Наверняка бывает, когда работа не идет. Что тогда предпринимаете?

- Это напоминает мне мою работу в университете на должности начальника международного отдела. Нет, нет, да и придёт какой-нибудь зарубежный товарищ, улыбнётся на все тридцать два и полунамёками, а то и напрямик попросит выдать ему какие-то секреты организаций города, к которым я не имею и малейшего отношения. Разумеется, товарищ уходит от меня в плохом настроении. Иногда им с моей лёгкой руки ещё и службы соответствующие заинтересовываются…

Но в нашем случае к организации под названием «напиши рассказ и будет тебе счастье» отношение имею прямое. Да и секретов у меня от людей нет. Вопрос в другом – насколько они могут помочь конкретно тебе. Да, именно тебе, начинающий писатель.

Я вспоминаю то время, когда твёрдо решил стать писателем. В году эдак 2005-м, на третьем курсе университета. Хотя пописывать пытался ещё с ранней школы – в основном, чтобы веселиться и друзей веселить. Так вот, когда я задался целью расширить круг читательской аудитории – тогда и начал искать себя через успехи других. Перечитал тонны практических рекомендаций, советов и прочей радости. И по прошествии времени понял одно – творчество сугубо индивидуально. Тот же Стивен Кинг запирается с утра пораньше в своём кабинете и до обеда строчит бестселлеры, а днём по разным презентациям ездит или родным время уделяет. А Владимир Набоков в молодости по ночам писал, остановиться не мог. Это я к тому, что если хочешь свою «Лолиту» написать – не обязательно ночами не спать…

Если конкретно про меня говорить, то:

Начинаю я задолго до того, как сяду за компьютер. В голове, как в котле, что-то постоянно бурлит и булькает. Иногда это может быть простая мысль, которой хочется поделиться с читателем. Иногда это целый мир…

Процесс написания текста – достаточно сложная и кропотливая работа. Да, не скрою, иногда буковки так и льются с клавиш на монитор. Некоторые называют это вдохновением. Я называю это правильным настроем и хорошей подготовкой. Но в основном, садясь за белый лист с целью написать новый рассказ – я могу часами смотреть на этот самый белый лист в немом остервенении. Процесс написания для меня, как постоянная борьба с самим собой. С маленьким вредным гномиком, затаившимся где-то между лобными долями мозга, поближе к мозжечку, и постоянно нашёптывающим: зачем ты это делаешь, почему тратишь своё время, тебя не поймут и прочие гадости. Но вот гномику налеплен скотч на поганый ротик, путь свободен. Пора начинать.

Большинство своих рассказов я написал интуитивным методом. То есть – герои, фабула, сюжет выплывают по мере оформления текста. Если что и продумано заранее – так это антураж. Но не всегда.

Есть методика «написания с конца» – то есть, вначале пишется концовка, а потом к ней добавляется всё остальное. Я этим приёмом несколько раз пользовался, но особого толка в нём не вижу.

Насчёт строгих правил: они малоприменимы, если вы пишете короткий рассказ. В более крупных формах желательно придерживаться. Но без фанатизма. Правила иногда помогают творчеству, но иногда и ограничивают его. Ставят в тупик там, где ему бы в пору взлететь.

Моё личное наблюдение: крупная форма (большие рассказы, повести, романы) любят систематизацию. Для их написания больше подходит конструкторский метод, когда вы прописали сюжет, героев, антураж, выстроили остов произведения, а уже после этого начинаете делать из всего этого готовую литературную продукцию.

Насчёт приёмов донесения идеи – их уж слишком много. Но одни из моих любимых: следствие тех или иных поступков и обстоятельств. Нельзя приготовить омлет, не разбив яиц. Поступки главных или второстепенных героев я держу в прицеле сюжета. А обстоятельства я, в основном, оставляю за кадром текста. Героям приходится преодолевать их постфактум.

Для примера возьму мой, удачный по мнению читателей и издателей, рассказ «Дон Бо», который на бумаге был опубликован не меньше пяти раз. Обстоятельства в нём – мир победившего социалистического строя. Поступок – школьное сочинение китайского мальчика, в котором он, сам того не понимая, уличил родителей в краже продуктов питания, принадлежащих Государству. Следствие всего этого – мальчик остался без родителей, разочаровался в государственном строе и лишился мечты стать полицейским.

Классический треугольник: обстоятельства – поступки – следствие. Попробуйте поработать в нём, вам понравится.

- Расскажите об опыте первых публикаций. О тех, что в «Мире фантастики» и «Пороге». Долго пробивались к издателю, долго ли ждали ответа? Много ли правок редактор внес в первую рукопись? Вообще что чувствовали и переживали?

- Ох… Давно это было. В 2007-м. Посчитать не сложно. Решился стать писателем в 2005-м. Опубликовали в первый раз – в 2007-м. Два года выходит. Хотя до этих публикаций была ещё одна в 2006-м – в университетской газете. Миниатюра «Маленький человек с большими надеждами». О ней я частенько забываю при упоминании публикаций. Что я почувствовал? Ликование, восторг! Ощутил себя всемогущим в земных микро-масштабах. Да ещё и правок практически никаких не вносилось в рукописи. Разве что синтаксис и орфографию подправили. Вот где мне текст изувечили, так это в следующей публикации в журнале «РБЖ Азимут». Главный редактор этого одесского журнала Владимир Яценко, с которым мы познакомились, когда он был у нас в Николаеве проездом, так сильно издырявил мой первоначальный текст «Вещие сны», так много добавил в него отсебятины, что мне пришлось попросить его вписать себя соавтором в получившийся опус «Убить настоящее». Редактор записал таки записал себя в соавторы, но не под настоящим именем, а под псевдонимом Колян Др. По прошествии лет я этот акт ничем кроме «творческое изнасилование» не называю.

Чем больше публиковался, тем больше открывал свой поганенький ротик гнусный мозговой гномик, упомянутый ранее. Ну, опубликовали, ну, молодец, а дальше что? Дошло уже до того, что как-то раз в начале года я сходил на почту – собрал штук пять различных журналов с моими публикациями. Иду я домой, значит, перед собой кипу авторских несу, а в душе пустота начинает образовываться. Нет удовольствия, нет радости. Хотя вру – немного гордости было. Но что это всё по сравнению с тем неописуемым счастьем, которое я испытывал от первых публикаций?

Сейчас моя реакция на публикацию в журнале приблизительно такая: хорошо, но надо бы ещё.

Начинающий писатель: будь готов к этому. Когда увлечение начинает обретать профессиональные очертания – приходит рутина. Она может здорово подмочить остроту впечатлений…

- Теперь, когда в вашем арсенале около 40 публикаций, печататься стало легче? Как реагируют редакторы на библиографию?

- Уже почти 50-т. Включая книгу повести «Слёзы Господа».

Насчёт реакции редакторов. Библиография может в некоторых случаях помочь посылаемому на рассмотрение произведению быть замеченной. Не скрою, что по сравнению с первыми попытками публикации, когда ответа из редакции (зачастую отрицательного) я ждал месяцами, а то и годами – сейчас ответы приходят гораздо быстрее. Но опять же, не в библиографии дело, а в востребованности текста. Если вы написали про инопланетные организмы, которые летели покорять Землю верхом на Челябинском метеорите – не надейтесь, что Вас напечатают в журнале для беременных.

- Что практического можете посоветовать автору рассказов?

Первым делом – побороть своего вредного мозгового гномика «отрицаловщика».

Вторым – никогда не опускать руки. Если у вас что-то не получается, это не значит, что надо бить кулаком по клавиатуре и швырять мышку в форточку. Терпение и труд, как говорится.

Третьим, но не менее важным – читайте много русскоязычной классики. Не ради сюжета, небеса упаси, а ради правильности построения предложений, стилистики и прочего. Чехов с Буниным вам в помощь!

Четвёртым – старайтесь не ругаться с редакторами. Они тоже люди и порой очень даже обидчивые. К примеру, поругавшись с редактором журнала «Н» на этапе становления себя, как писателя, за то, что тот отверг вашу рукопись – не очень-то и рассчитывайте, что этот же редактор примет ваш идеально вылизанный текст через несколько лет.

Пятым – не забивайте себя в рамки домашнего писаки. Да, Лавкрафт мог дома сидеть и писать шедевры. Но большинство из нас – не Лавкрафт. Ходите время от времени на улицу, общайтесь с людьми, путешествуйте. Получайте реальный жизненный опыт, столь необходимый для творчества.

И да прибудет с нами муза!

Благодарим за интересную статью! Ну а для Вас, дорогие читатели список авторских произведений от Александра Рыжкова:

"Зар Повторитель"

 "День отца"

"Слёзы Господа"

"Дон Бо"

"Тринадцатая фантазия дракона"


Любое копирование текста только со ссылкой

на источник creativecountry.ru

Комментарии:

Пока нет комментариев


Ctrl+Enter
=)
:-) :) :o) :c) :^) :-D :-( :-9 ;-) :-P :-p :-Þ :-b :-O :-/ :-X :-# :'( B-) 8-) :-\ ;*( :-* :] :> =] =) 8) :} :D 8D XD xD =D :( :< :[ :{ =( ;) ;] ;D :P :p =P =p :b :O 8O :/ =/ :S :# :X B) O:) <3 ;( >:) >;) >:(

Рой Моррисон – житель солнечной Флориды – на первый взгляд вполне заурядная личность. Работа в качестве развозчика пиццы при всем…

Читать далее

В данной книге мне хотелость бы обратить внимание читателя на причины, по которым человек изменяет собственным принципам в угоду окружающим,…

Читать далее

"Мы научены петь" - это сборник стихов, в который вошло все написанное за период 2013-2014 годов.

Читать далее